Друзья по особым поручениям

16:17, 25.12.2019

Поделиться:

46  

Друзья по особым поручениям
Друзья по особым поручениям

Старый друг президента Сергей Чемезов и его партнеры давно поддерживают оппозиционные СМИ и либеральные политические проекты, такие как «Новая газета» или RTVI. Кремлю важно создать иллюзию свободы в стране, а заодно иметь возможность контролировать журналистов.

Заслуги перед отечеством

В сентябре 2017 года президент Владимир Путин открывал парк «Зарядье» в центре Москвы. Проходя мимо корреспондента RTVI Марианны Минскер, он задержался с вопросом: «Это что у вас такое здесь?». «Международная телекомпания RTVI», — ответила Минскер. Канал перезапустился за три месяца до этого — подготовка к перезапуску началась еще в 2016 году, в июне 2017 года канал начал вещание в новом виде: новый логотип в цветовой гамме либерального телеканала «Дождь», новые ведущие и редакторы, многих из которых позвали с того же «Дождя» или из старой, «свободной» редакции НТВ. Возглавил коллектив Алексей Пивоваров, «нтвшник», к тому времени, правда, уже поработавший менеджером на СТС.

Алексей ПивоваровАлексей Пивоваров

Целью перезапуска был полноценный выход на российский рынок: тогда телеканал рассчитывал попасть в мультиплексы — два пакета из 20 федеральных общедоступных цифровых телеканалов. Эту цель назвал один из менеджеров RTVI.

Прежде эмигрантский канал, вещавший только за границей, в таком случае оказался бы «на кнопке» в российских домах, куда безуспешно пытался попасть «неблагонадежный» «Дождь». «Оба раза — в 2012-м и 2013-м годах — нам аплодировали после презентации, но потом комиссия голосовала против», — вспоминает директор «Дождя» Наталья Синдеева. Все 20 каналов мультиплексов связаны с государством или близкими к власти олигархами, они входят в ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальную медиа группу», а «Муз-ТВ» контролировался Алишером Усмановым, который в 2018 году продал свою долю бывшему директору «Мегафона» Ивану Таврину.

С 2012 года каналом владел, по его собственным словам, малоизвестный бизнесмен Руслан Соколов, и масштабный перезапуск — «Медуза» оценивала бюджет телеканала в $60 млн за три года — стал возможен только благодаря появлению нового инвестора, имени и условий прихода которого тогда никто не называл. Некоторым сотрудникам в качестве инвестора называли Аарона Френкеля, рассказал бывший сотрудник канала и подтвердил действующий менеджер  — израильского бизнесмена, связанного с российским государственным «Ростехом» общим проектом в сфере авиапромышленности.

RTVI — международный русскоязычный канал со штаб-квартирой в Нью-Йорке, вещающий в 50 странах. Был создан в 1997 году бывшим владельцем НТВ Владимиром Гусинским. В 2012 году канал у него, как сообщалось, купил экс-директор российского государственного телеканала «Звезда» Руслан Соколов. По словам Соколова, выручка канала в 2018 году составила $5,5 млн: треть — доходы от рекламы, остальное — выручка от дистрибуции через кабельных операторов, еще $3,8 млн канал получает в виде дотаций от инвестора. С момента перезапуска в 2017 году аудитория канала, по его собственным данным, выросла с 6,5 млн до 11 млн человек, посещаемость сайта — с 42 тыс. до 2 млн в месяц.

Друзья по особым поручениям

Впрочем, куда чаще в редакции говорили, что за перезапуском стоит глава самого «Ростеха» Сергей Чемезов — друг Путина, с которым они еще в 1985 году были соседями в Дрездене, где служили в КГБ и «общались и по службе, и по-соседски», так описывал знакомство с будущим президентом сам Чемезов. На это были причины.

Важную роль в перезапуске сыграл нынешний директор «Ростеха» по особым поручениям Василий Бровко. Он сблизился с Чемезовым не позже 2012 года, когда принадлежавшая ему и его будущей супруге Тине Канделаки PR-компания «Апостол» организовала ребрендинг «Ростехнологий». Корпорация переименовалась в «Ростех» и убрала с логотипа красно-синюю звезду, показывая «максимальную открытость по отношению к партнерам, инвесторам и СМИ». Тогда в арт-центре рядом с Кремлем Бровко и Канделаки устроили дорогую вечеринку в полумраке (новый логотип компании был черно-белым), главной звездой на которой был Чемезов.

В 2019 году Бровко был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

В момент перезапуска Бровко регулярно встречался с Пивоваровым, вспоминает бывший сотрудник RTVI. «Бровко в офисе никогда не видел, об участии не знаю», — так сотрудникам редакции рекомендовали отвечать на вопросы со стороны, рассказал бывший сотрудник RTVI. Пивоваров настаивает, что в жизни СМИ Бровко участия не принимал, он лишь неоднократно консультировался с ним «по старой дружбе», «советовался для понимания политических моментов». Пивоваров сказал, что все три года по вопросам работы СМИ общался только с Соколовым и «ни о каких других инвесторах RTVI» ему неизвестно. При этом в интервью 2016 года он же отвечал, что знает инвестора, которого привлек Соколов: «У меня это не вызывает никакой аллергии, никаких вопросов». Соколов и Бровко не захотели общаться.

Как выяснили, на протяжении этих лет телеканал был связан с «Ростехом» куда более непосредственно: через зарегистрированную в Великобритании компанию-правообладателя RTVI, Brenrose Limited. До 2018 года ее директором был Борис Баум, в редакции он делил кабинет с Пивоваровым и платил сотрудникам зарплаты, вспоминают бывшие сотрудник редакции.

В 2018 году место директора этой компании занял некий Кирилл Ганин.

Одновременно Ганин работал менеджером в одной компании, связанной с «Ростехом», а до того — в еще одной «дочке» госкорпорации. В сентябре 2017 года Ганин в должности гендиректора компании «Фарм эйд» — на 49% принадлежит «Нацимбио» — холдингу, входящему в «Ростех» — подписывал соглашение с индийскими компаниями о разработке новых вакцин. На протокольной фотосессии за спиной Ганина стоит Чемезов. Перед этим Ганин же был председателем совета директоров «Русинформэкспорта» — «дочки» «Ростеха», созданной для экспорта российских IT-продуктов за границу. В мае 2017 года ей на смену пришла «Русайтиэкспорт».

Кирилл Ганин (на переднем плане слева) и Сергей Чемезов (на заднем плане справа)Кирилл Ганин (на переднем плане слева) и Сергей Чемезов (на заднем плане справа)

Ганин ответил, что на работу в Brenrose его пригласил Соколов — для подготовки канала к продаже, а с «Ростехом» свел «партнер по IT-бизнесу». В «Ростехе» ответили, что Ганин «не работал в корпорации и ее дочерних структурах», а в «Русинформэкспорте» представлял сторону частного инвестора. По данным сервиса «Спарк-Интерфакс», «Ростех» — единственный бенефициар «Русинформэкспорта». «О связях Ганина с RTVI нам неизвестно», — говорится в письменном ответе госкорпорации.

К концу 2019 года многие известные журналисты, нанятые под перезапуск, уже ушли с RTVI. Несколько из них согласились говорить на условиях анонимности: как они утверждают, до начала 2019 года проявлений цензуры на RTVI не было, иначе они бы «сразу ушли».

Поручение акционера

— Плюс-минус все серьезные деньги в нашей любимой стране происходят в общем из одного источника, из одного кармана. Если начать копать кого угодно, ты все равно придешь к какому-нибудь другу Путина. Причем тут кто владеет, вот реально? Причем тут кто владеет, если нет вопросов к тому, что они делают и как они делают? — этой фразой Пивоваров ответил в 2019 году «Дождю» на вопрос о возможном вмешательстве собственников телеканала в контент.

Весной 2019 года на телеканале появились новые менеджеры. Председателем совета правления стала Юлия Москвитина, пришедшая с СТС, а исполнительным директором RTVI — Татьяна Дружняева, которая до этого работала в Общественной палате и «Апостоле» — подрядчике «Ростеха». По словам Бровко, в «Апостоле» она входила в «основной костяк команды». До RTVI Дружняеву командировали в Крым перезапускать Севастопольскую телерадиокомпанию перед выборами губернатором города Дмитрия Овсянникова, которого называют ставленником все того же Чемезова.

Татьяна ДружняеваТатьяна Дружняева

Редакции RTVI новые менеджеры объявили о смене стратегии: сокращении новостного эфира в пользу развлекательного. Оперативным управлением интернет-редакцией занялась Дружняева, рассказывают трое бывших сотрудников, особое внимание уделялось соцсетям и Telegram-каналу. Сотрудникам объяснили, что «телега важна для инвестора», рассказывает бывший сотрудник интернет-редакции и подтверждает еще один бывший служащий канала. Редакции поручили чаще репостить канал Канделаки, а также чаще публиковать ее в рубрике «Мнения», вспоминают перемены двое сотрудников редакции.

В апреле Дружняева поручила новостной редакции выпустить текст, посвященный налоговой реформе, предложенной первым вице-премьером Антоном Силуановым, тогда чиновник предложил превратить шесть неналоговых сборов в новые налоги.

От редакции потребовали подчеркнуть в заметке «позитивные итоги работы министерства». «Поручение акционера», — объяснила требование Дружняева. Вместе с поручением она прислала и «тз с фактурой» — есть в распоряжении:

«Необходим текст, в котором аргументированно разъяснить позицию министерства и подчеркнуть роль Силуанова в улучшении администрирования нашего государства. <…> Нужно показать, что Минфин проводит планомерную политику по улучшению сборов налогов, внедряя новые технологии и системы, и предложение превратить шесть неналоговых сборов в налоги — часть этой продуманной стратегии. <…> В завершении текста важно отметить, что Минфин не рубит с плеча, не проводит резких изменений, слышит мнение бизнеса и идет на уступки», — писала Дружняева, подробно разобрав все пункты заметки, которые необходимо осветить. Ее орфография и пунктуация сохранены.

Хотя редакция и воспротивилась «темнику», утверждают трое бывших сотрудников, заметка о реформе в итоге вышла, повторяя ряд тезисов Дружняевой. Например, в новости есть утверждения, что реформа повысит собираемость налогов, и Минфину удалось добиться рекордного профицита бюджета. В заметке также сохранилась ссылка на колонку Владислава Иноземцева, которую рекомендовала использовать Дружняева.

«Я знал о той „ситуации“ и знаю, что не было никакой „ситуации“, потому что внутренние обсуждения в любой редакции всегда есть», — прокомментировал эту историю Пивоваров. На уточняющий вопрос о «поручении акционера» Пивоваров сказал, что не видел этой фразы. Однако, как следует из переписки сотрудника RTVI с Пивоваровым, c копией которой ознакомились, главред был в курсе поручения. «Никогда не было никаких просьб. Были внутренние обсуждения», — так Пивоваров прокомментировал перепечатку «мнений» Канделаки.

В июле 2019 года московскую редакцию RTVI фактически возглавила Екатерина Котрикадзе, вернувшаяся из США. С этого момента ничего не публикуется без ее ведома, говорит она: «Случись что-то подобное, я бы сразу ушла с канала, а редакцией это было бы воспринято в штыки».

Главный везунчик Голливуда

В итоге амбициозные замыслы по развитию канала не сбылись. «Планы вдохнуть в канал новую жизнь натолкнулись на тяжелые реалии рынка СМИ в России», — говорит менеджер телеканала, не раскрывая причины непопадания в мультиплекс. Пивоваров сохраняет за собой пост главреда, хотя с головой погрузился в собственный YouTube-проект.

В октябре 2019 года канал пережил очередную странную сделку: журналистам московской студии RTVI объявили, что вместо Соколова новым собственником теперь будет американский ресторатор армянского происхождения Микаэль Исраелян. Окончательно сделка была закрыта в ноябре, рассказали двое топ-менеджеров RTVI и подтвердил сам Исраелян. Когда материал готовился к выходу, RTVI выпустил пресс-релиз о продаже.

Микаэль ИсраелянМикаэль Исраелян

Исраелян рассказал, что купил RTVI, вдохновившись успехом армянских медиа в Калифорнии. По оценке ресторатора, на западном побережье канал может охватить 20% русскоязычного населения. В биографии бизнесмена до сегодняшнего дня ничто не указывало на интерес к медиа. У Исраеляна нет бизнес-интересов в России, рассказал его знакомый бизнесмен, а канал он мог купить «для кого-то». Исраелян ответил, что давно мечтал заняться медиабизнесом.

В «Ростехе» ответили, что ни корпорация, ни ее менеджеры не имеют отношения к финансированию RTVI.

Кто такой Микаэль Исраелян

Свое первое кафе Исраелян открыл в 14 лет в Ереване и продолжил заниматься ресторанным бизнесом после переезда в Лос-Анджелес. Он открыл ресторан «Романов», назвав его стилизованным под Зимний дворец в Петербурге, и ночной клуб Playhouse. Свои связи в Голливуде Исраелян использовал и на родине. В 2012 году он вместе с тогдашним президентом Армении Сержем Саргсяном и создателем Comedy Club Артуром Джанибекяном вел переговоры с Мэлом Гибсоном о съемках фильма об Армении, но фильм так и не был снят. Глянцевый журнал Yerevan, рассказывающий об успешных армянах, называл Исраеляна «главным везунчиком Голливуда».

«Но в душе он остается чекистом и каждый свой шаг согласовывает с Путиным», — уверен бывший высокопоставленный чиновник, лично знающий Чемезова. «Ему можно их содержать, потому что разрешили и он поддерживает. Нужен баланс, должен же кто-то писать и про таких, как Андрей Костин. Так мы показываем миру, что у нас есть свобода слова», — объясняет бывший кремлевский чиновник. Ту же логику объяснили еще двое чиновников, работающих в Кремле и Госдуме, а также отставной высокопоставленный чиновник, знакомый с Чемезовым. Такая поддержка еще и выгодна власти: в нужный момент поддерживаемым Чемезовым СМИ можно будет установить нужные власти запреты, например, классический — «не писать личные выпады против Путина и его семьи», считает собеседник, близкий к руководству кремлевской администрации.

На вопрос, какие либеральные проекты связаны с Чемезовым, все собеседники первой назвали «Новую газету».

Благотворительный взнос

— «Газетой расстрелянных» зовут «Новую» Ваши коллеги. Звенящим камертоном российской журналистики навсегда останутся имена сотрудников газеты, отдавших жизнь за человеческое достоинство и правду. Низкий поклон истинным патриотам, которые делают все, чтобы наша страна становилась лучше и чище, — такое поздравление с 50-летием многолетнему главреду «Новой газеты» Дмитрию Муратову — он возглавил редакцию в 1995 году, сделав перерыв с 2017 по 2019 год — в апреле 2010 года появилось в «Независимой газете». Автором поздравления был Чемезов.

Он неоднократно поздравлял Муратова с днем рождения, а саму «Новую» с годовщиной основания.. Здесь (123) можно прочесть некоторые из поздравлений, сохранившиеся в электронном архиве «Независимой газеты». Сотрудники «Новой» шутили по этому поводу и даже заключали споры, будет ли в новом году очередное поздравление, вспоминает сотрудник редакции. Муратов и Чемезов были знакомы, но совсем не тесно: в середине нулевых главный оружейник страны приходил на встречу с редакцией газеты.

Дмитрий МуратовДмитрий Муратов

В конце 2014 года у крупнейшего частного акционера «Новой газеты» Александра Лебедева возникли проблемы — к приговору за драку с Сергеем Полонским добавились обыски в принадлежавшем Лебедеву Национальном резервном банке. В это же время Лебедев отказался от «добровольных пожертвований» редакции «Новой»: по оценке его знакомого, они равнялись нескольким миллионам рублей каждый месяц. В редакции начались неплатежи зарплаты, по воспоминаниям двух работавших в тот период журналистов «Новой», неплатежи продолжались не менее трех месяцев, Муратов даже допускал отказ от выпуска печатной версии газеты.

Именно на рубеже 2014-2015 годов у газеты появился новый партнер, выплачивающий редакции ежемесячное пожертвование. Им стал акционер компании Yota Сергей Адоньев, рассказывает знакомый бизнесмена, но в переговорах участвовали Чемезов и их общий партнер Альберт Авдолян, говорят два собеседника — близкий к газете и к бывшим акционерам Yota. Менеджер «Новой газеты» и бывший журналист издания на вопрос, кто инвестор, называют Чемезова, а не Адоньева, поясняя, что именно такое мнение бытует в редакции. Муратов это опровергает (см. ниже полный текст комментария главного редактора «Новой газеты»).

Выпуск острых статей, касающихся Чемезова, его семьи и бизнеса, требует предварительного разговора с инвестором и дополнительного времени, чтобы получить его комментарий, — говорят два журналиста «Новой», подчеркивая, что Муратов всякий раз бьется за публикацию статей. В «Ростехе» ответили, что ни корпорация, ни ее менеджеры не имеют отношения к финансированию и редакционной политике «Новой газеты». Муратов — единственное препятствие для давления, говорит знающий Чемезова бывший высокопоставленный чиновник: «Убрать Муратова, и это быстро превратится в „Коммерсант“». Речь об издательском доме «Коммерсант», которым владеет олигарх Алишер Усманов, и который не раз обвиняли в цензуре.

В 2019 году две громкие истории, касающиеся Чемезова и написанные журналистами «Новой», вышли в «Медузе». В марте в «Медузе» были последовательно опубликованы статьи «Кошелек российской элиты» (посвящена бизнесу Рубена Варданяна, в тексте также упоминается Чемезов) и «Акулинино на Коста-Брава» (напрямую посвящена заграничной собственности семей Чемезова и его партнеров: 12). Все авторы отказались обсуждать причины публикации своих текстов в другом СМИ, редактор Роман Шлейнов сказал, что решение о переносе публикации в другое место принимал лично он, как редактор OCCRP — оба материала писались в сотрудничестве с этой международной организацией. Муратов прокомментировал эпизод с выходом в «Медузе» статьи о Варданяне, сказав, что текст был отдан другой редакции лично редактором «в нарушение договоренностей» и «Новая» была готова выпустить то расследование.

В 2014 году в газете, напротив, появилась публикация, в выгодном свете освещающая работу компаний Чемезова. Автором статьи «Государство прибрало нефрит к хорошим рукам» значится Алексей Баринов.

Сотрудника с таким именем не смог вспомнить ни один опрошенный журналист «Новой», да и в газете за все время за его именем вышли только два материала — второй тоже очень комплиментарный, но посвящен не «Ростеху», а государственной «Русгидро».

Муратов не стал комментировать публикацию этих статей.

По просьбе главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова целиком приводим его ответы на вопросы:
Действительно ли партнер редакции Сергей Адоньев лишь представляет истинного инвестора — Сергея Чемезова? Почему собеседники в редакции считают истинным инвестором издания Чемезова, а не Адоньева?

— Господин Чемезов, его сотрудники или структуры «Ростеха» никогда не финансировали «Новую газету» и не финансируют ее ныне. Мы получаем благотворительные взносы от господина Адоньева, он наш надежный партнер и товарищ.

Влечет ли участие Адоньева в финансировании газеты за собой какое-либо влияние на редакционную политику?

Действительно ли заметки, содержащие упоминания о финансовых и личных интересах семьи Чемезова, согласовываются с инвестором и могут не выйти в «Новой газете» во избежание рисков?

— С. Н. Адоньев никогда не вмешивался в политику газеты, ее осуществляет избранный коллективом главный редактор и редколлегия.

Каков размер финансирования, предоставляемого Адоньевым? Означает ли это, что ему принадлежит какой-либо пакет акций «Новой газеты»?

— У господина Адоньева нет акций газеты, они есть у М. С. Горбачева (10%), А. Е. Лебедева (14%) и у редакции (76%).

Чем объясняется невыход в «Новой газете» двух расследовательских материалов с упоминанием интересов Чемезова — «Акулинино в Коста-Браве» и «Кошелек российской элиты»? Оба материала были написаны авторами «Новой газеты», но были опубликованы в «Медузе».

Также работал ли в редакции когда-либо автор с именем Алексей Баринов? За его авторством в газете вышли два материала. Оба несут признаки пиар-публикаций, другие сотрудники редакции не знают корреспондента с таким именем, соцсетей этого автора найти также не удалось. Один из материалов — «Государство приберет нефрит к хорошим рукам» — в позитивном ключе описывает работу компании «Ростех» и друга Чемезова Виталия Мащицкого. Действительно ли этот материал писался автором «Новой газеты»? Проходил ли редакторский контроль? Если нет, то возможно ли, что инвестор газеты или его представители могли тем или иным образом размещать в газете выгодные себе материалы?

— Отчитываться о наших старых публикациях и повседневной работе не склонен, но в отношении принципиального расследования о «Тройке диалог» поясню. Текст готовился совместно с OCCRP, они и установили дедлайны, что меня лично сильно взбесило. Но необходимые по стандартам расследователей комментарии мы успели получить, и готовы были выставить материал на сайт в условленные 18.00. Однако, один из авторов расследования не со зла передал текст коллегам из «Медузы» до истечения срока, нарушив договоренности.

Блестящее расследование по материалам «панамского досье» вышло без купюр. В характеристике одного из персонажей было уточнено одно предложение, которое было согласовано с редактором этого проекта Романом Аниным.

В заключение хотел бы подчеркнуть: «Новая газета» является частным предприятием журналистов и ни разу за всю свою историю не получала бюджетных средств и грантов. С недавних пор мы начали отчитываться о своих финансах перед читателями, которые поддерживают нас пожертвованиями. Все источники финансирования газеты хорошо известны и публичны.

Сам Адоньев от своего участия в жизни «Новой» «получает удовольствие», рассказывает друг бизнесмена: «Он поддерживает то, что никто другой не поддержал бы». Правда, большие деньги, чтобы иметь возможность поддерживать такие проекты, появились у Адоньева благодаря Чемезову и Путину, которые в нужное время встали за спиной бизнесмена.

На йоту ближе к Кремлю

3 марта 2011 года сотрудники ФСО перекрыли подъезды к офису принадлежавшей Адоньеву и партнерам компании «Скартел» в Сокольниках. Сотрудников попросили «не липнуть к стеклам», а на входе установили рамки металлоискателей. В офисе один за другим собрались топ-менеджеры телекоммуникационного рынка России. Вскоре приехали Чемезов и Путин, работавший тогда премьером. Благодаря соглашению, подписанному в тот день, относительно новая компания Yota стала базой для создания в России мобильного интернета четвертого поколения. Сотовые операторы, еще за несколько дней до того воевавшие с компанией Адоньева, были вынуждены согласиться с условиями, предложенными «свыше» — участник встречи намекал на Чемезова с Путиным. «Генеральному сказали: будет такое соглашение. Всем позвонили — все пришли», — описывал тот день топ-менеджер одного из сотовых операторов. Творцы той победы запечатлены на общем фото:

«Чтобы добиться успеха в России, нужно быть частью большой структуры», — сказал однажды Адоньев, писал Forbes со ссылкой на друга бизнесмена. Бизнесмен яркой биографии, начинавший в 90-е в Петербурге, торговавший бананами, отсидевший в американской тюрьме и ставший в итоге пионером 4G в России, Адоньев в 2006 году нашел покровителя в лице Чемезова, которому «продал» свою идею мобильного интернета. «Я, честно говоря, подумал, что это из области фантастики, не очень верилось, что возможно что-либо сделать, — но стал их поддерживать на всякий случай. Там небольшие деньги требовались, а они начали потихонечку развиваться», — вспоминал начало сотрудничества Чемезов. К 2019 году Адоньев избавился от крупных активов и с состоянием в $700 млн занялся инвестициями.

«В чем-то он даже соавтор. Я за свою жизнь видел много людей выдающихся и гениальных, и могу сказать, что я Сергея отношу к людям, пожалуй, даже гениальным», — так роль Адоньева в создании проекта «Дау» описывает собеседник, знакомый и с Адоньевым, и с главным режиссером проекта Ильей Хржановским.

В 2019 году подтвердилось, что Адоньев был одним из главных спонсоров «Дау» — масштабного, многомиллионного арт-проекта, собравшего крайне противоречивые отзывы. Сколько именно из предполагаемой общей суммы в $70 млн вложил бизнесмен — неизвестно, ВВС обнаружил анонимные пожертвования в размере 16 млн фунтов. «Дау» — не единственный проект, в который вкладывается партнер Чемезова. Адоньев глубоко погружен в культурную жизнь — регулярно участвует в богемных посиделках на кухнях, общается с писателем Михаилом Зыгарем, обсуждает труды философа Мераба Мамардашвили, чьи книги сам же помогает издавать, утверждает друг Адоньева, Зыгарь не стал комментировать знакомство с Адоньевым, и охотно спонсирует новые проекты своих друзей, перечисляет знакомый Адоньева. Адоньев давал деньги хору Теодора Курентзиса, школе-студии «Шар», рассказыват друг бизнесмена, Электротеатру Станиславского Бориса Юхананова. «Город дает в районе 75 млн рублей в год, а инвестиции фонда (Адоньева) в несколько раз больше», — говорил Юхананов.

Политические проекты, в отличие от культурных, Адоньев наверняка обсуждает и согласовывает с Чемезовым, говорят бывший высокопоставленный чиновник и друг Адоньева. Адоньев стал спонсором предвыборной кампании Ксении Собчак, которую Алексей Навальный называл спойлером на последних президентских выборах, где Собчак в итоге получила менее двух процентов голосов — 1,68%.

Либерал в начале пути

Летом 2017-го, за несколько месяцев до своего выдвижения в президенты, Собчак ночью приехала к Навальному на Автозаводскую.

Втроем с женой Навального Юлией они под бутылку вина обсуждали намерение Ксении пойти в президенты. Там, сидя на кухне, Собчак сказала, что за участие в выборах ей предложили «кучу денег», цитирует ее Навальный и подтверждает его жена. «У тебя что, денег мало?», — ответил ей тогда Навальный. Собчак отрицала, что упоминала в разговоре деньги «за» кампанию. По ее словам, она приезжала предложить Навальному выдвинуть на выборы его жену Юлию, но получила отказ, а в разговоре упоминала деньги «на» компанию. Собчак сначала согласилась дать комментарий для этого материала, но потом перестала отвечать на звонки.

В конце разговора Собчак спросила, поддержит ли ее Навальный в случае выдвижения, рассказывает политик. Навальный ей отказал, но в тот вечер они расстались по-дружески — до конца поверить, что Собчак правда пойдет на выборы, Навальный не мог, по его собственным словам. В октябре новость о выдвижении Собчак в президенты застала Навального в спецприемнике, где он отбывал очередной арест.

«Я смогу собрать деньги на свою кампанию — и это тоже очень важно, потому что у меня, вероятно, не будет времени собрать их по копейке с миллиона малообеспеченных людей, я надеюсь, что соберу их среди элиты, — и это покажет, что все слои общества недовольны происходящим», — писала Собчак в своей предвыборной колонке в газете «Ведомости». Письмо, в котором Собчак впервые объявила об участии в выборах, было опубликовано в «Ведомостях» 18 октября 2017 года.

«Элита, недовольная происходящим» действительно нашлась. Одним из двух главных спонсоров кампании в итоге стал Адоньев, второй — совладелец журнала Inc. и экс-президент концерна «Росэнергомаш» Владимир Палихата, утверждает собеседник, близкий к Собчак. Для Адоньева участие в кампании не было сложным — бизнесмен дружит с Собчак, «а сумма инвестиций для него — это месяц съемок „Дау“», утверждает друг Адоньева. Еще один знакомый бизнесмена вспоминает, что тот был «сильным либералом в начале пути».

Высокопоставленный чиновник в отставке уверен, что Адоньев обсуждал выдвижение Собчак с Чемезовым, а тот — с Путиным.

Чемезов же в этой ситуации, как и в случае с либеральными медиа, выполнял волю Путина, для которого важно, чтобы «подобные вещи в России были», объяснил собеседник.

На просьбу об интервью с главой «Ростеха» в пресс-службе корпорации ответили отказом, указав, что «личное общение Чемезова с журналистами в формате пресс-брифингов или интервью происходит несколько раз в год по широкому кругу вопросов».

Источник: Glavk.info

Share

You may also like...